Хочется начать тему с фильма Германа и конечно с произведения Стругацких.
- Глядите! - сказал Пашка.
Над серединой дороги на ржавой проволоке, протянутой поперек, висел круглый жестяной диск, покрытый облупившейся краской. Судя по всему, там был изображен желтый прямоугольник на красном фоне.
- Что это? - без особого интереса спросила Анка.
- Автомобильный знак, - сказал Пашка. - "Въезд запрещен".
- "Кирпич", - пояснил Антон.
- А зачем он? - спросила Анка.
- Значит, вон туда ехать нельзя, - сказал Пашка.
- А зачем тогда дорога?
Пашка пожал плечами.
- Это же очень старое шоссе, - сказал он.
- Анизотропное шоссе, - заявил Антон. Анка стояла к нему спиной. - Движение только в одну сторону.
- Мудры были предки, задумчиво сказал Пашка. - Этак едешь-едешь километров двести, вдруг - хлоп! - "кирпич". И ехать дальше нельзя, и спросить не у кого.
- Представляешь, что там может быть за этим знаком! - сказала Анка. ....
....- Что мне твои порядочные! Я сам непорядочный, и я пойду под знак.
Пашка взбеленился.
- Иди куда хочешь! - сказал он, слегка заикаясь. - Недоумок. Совсем обалдел от жары!
Антон повернулся и, глядя прямо перед собой, пошел под знак....
Из камер доносились ужасные крики, звуки ударов, густо тянуло горелым. И
разговоры, разговоры!..
- У костоломки есть такой винт сверху, так он сломался. А я виноват?
Он меня выпер. "Дубина, - говорит, - стоеросовая, получи, - говорит, -
пять по мягкому и опять приходи..."
- А вот узнать бы, кто сечет, может, наш же брат студент и сечет. Так
договориться заранее, грошей по пять с носу собрать и сунуть...
- Когда жиру много, накалять зубец не след, все одно в жиру остынет.
Ты щипчики возьми и сало слегка отдери...
- Так ведь поножи господа бога для ног, они пошире будут и на
клиньях, а перчатки великомученицы - на винтах, это для руки специально,
понял?
- Смехота, братья! Захожу, гляжу - в цепях-то кто? Фика Рыжий, мясник
с нашей улицы, уши мне все пьяный рвал. Ну, держись, думаю, уж порадуюсь
я...
- А Пэкора Губу как с утра монахи уволокли, так и не вернулся. И на
экзамен не пришел.
- Эх, мне бы мясокрутку применить, а я его сдуру ломиком по бокам,
ну, сломал ребро. Тут отец Кин меня за виски, сапогом под копчик, да так
точно, братья, скажу вам - света я невзвидел, до се больно. "Ты что, -
говорит, - мне матерьял портишь?"
Смотрите, смотрите, друзья мои, думал Румата, медленно поворачивая голову из стороны в сторону. Это не теория. Этого никто из людей еще не видел. Смотрите, слушайте, кинографируйте... и цените, и любите, черт вас возьми, свое время, и поклонитесь памяти тех, кто прошел через это!
Вглядывайтесь в эти морды, молодые, тупые, равнодушные, привычные ко всякому зверству, да не воротите нос, ваши собственные предки были не лучше...
- Анка, - сказал Пашка, - помнишь анизотропное шоссе?
Анка наморщила лоб.
- Какое?
- Анизотропное. Там висел "кирпич". Помнишь, мы втроем?..
Помню. Это Антон сказал, что оно анизотропное.
- Антон тогда пошел под "кирпич", а когда вернулся, то сказал, будто нашел там взорванный мост и скелет фашиста, прикованного к пулемету.
- Не помню, - сказала Анка. - Ну и что?
- Я теперь часто вспоминаю это шоссе, - сказал Пашка. - Будто есть какая-то связь... Шоссе было анизотропное, как история. Назад идти нельзя.
А он пошел. И наткнулся на прикованный скелет.
- Я тебя не понимаю. При чем здесь прикованный скелет?
- Не знаю, - признался Пашка. - Мне так кажется.
Анка сказала:
- Ты не давай ему много думать. Ты с ним все время о чем-нибудь говори. Глупости какие-нибудь. Чтобы он спорил.
Пашка вздохнул.
- Это я и сам знаю. Да только что ему мои глупости?.. Послушает, улыбнется и скажет: "Ты, Паша, тут посиди, а я пойду поброжу". И пойдет. А я сижу... Первое время, как дурак, незаметно ходил за ним, а теперь просто сижу и жду. Вот если бы ты...
Анка вдруг поднялась. Пашка оглянулся и тоже встал. Анка не дыша смотрела, как через поляну к ним идет Антон - огромный, широкий, со светлым, не загорелым лицом. Ничего в нем не изменилось, он всегда был немного мрачный.
Она пошла ему навстречу.
- Анка, - сказал он ласково. - Анка, дружище...
Он протянул к ней огромные руки. Она робко потянулась к нему и тут же отпрянула. На пальцах у него... Но это была не кровь - просто сок земляники.
То были дни, когда я познал, что значит: страдать;
что значит: стыдиться; что значит: отчаяться.
Пьер Абеляр
Я посмотрел. Мне понравился этот совсем неоднозначный и тяжелый фильм. Не знаю почему изменили название. Хроника Арканарской резни для него самое то.. Сценарий был написан Стругацкими в 1969 году. Не знаю насколько это нынешнее соответствует тому прошлому, но по большому счету вещь неординарная.
Если вы продеретесь через всю грязь снятой с точностью типажей картинам Босха с психотипами и мотивацией на уровне низменных инстинктов то увидите то самое средневековье которое снял Герман, вернее его хронику.
Ярмольник о фильме
— В книге Румата превращается в скотину очень медленно, он думает, рефлексирует. А в фильме он уже с самого начала очень мало отличается от окружающих, он уже такой же. Почему его вообще называют богом?
— Люди обожествляют тех, с кем они не могут справиться. Его убить нельзя. Денег у него до хрена. Ранить его нельзя. Только из-за этих способностей он считается богом.
То, что вы называете «превращаться в скотину»… Я не знаю, почему вам это показалось, первый раз такое слышу. Он как разведчик, он должен вписаться в их мир. Должен радоваться тому, чему они радуются. Должен мыться, как они моются. И ест он так же, как они. Герман подбирал странноватых типажей, у них же у всех странные лица. Такие, чтоб интересно было рассматривать. Средневековые. А мне задание всегда было одно от Германа:
«Ленечка, ты должен всегда себя вести так, будто ты такой же, как они, но выдавать тебя должны только глаза.».
То, что вы называете оскотиниванием, — это игра, в которую он играет, чтобы его принимали за своего.
Он превращается — не в скотину, а в нелюдя — только один раз, когда убивают Ар. Там включается то, что и доказывает то, что он не бог, а человек. Он же рубит их, как туши. И только когда из него это вышло, как демон, он сидит в этой луже и ненавидит себя. Миссию он завалил, ему насрать на этих землян, он не может объяснить им, почему он так поступил. Он и себе не может это объяснить. В этом смысле у меня никаких претензий к германовской трактовке нет...
— А есть что-то, в чем вы с ним были не согласны?
— Мне не хватало, ну, для современного зрителя не хватало того, что Герман очень не любил, — батальных сцен. У нас там есть несколько драк...
— Прекрасно показанных, кстати. Румата все время блефует, хватает противников пальцами за носы и ломает, и никому не хочется с ним драться.
— Герман это обожал. Люди никогда красиво не дерутся. Все драки похожи на драку в подворотне: ударил, кровь пошла, об стенку — и все. Мне не хватает, а может быть, в этом и есть гениальность Германа: он не снял, как Румата потерял человеческое лицо и начинает крошить черных. Он показывает только момент осознания, разочарования, осмысления факта. Мне этого чуть-чуть не хватает, сегодняшнему зрителю этого может не хватить.
— Но надо сказать, что подарков зрителю у вас в фильме вообще нет.
— Согласен.
— Как вы думаете, Герман зрителя не принимал в расчет, не имел в виду, снимая это кино?
— Он не заигрывал с ним. Понимаете? Он говорил: «Меня не интересует, кто поймет, тот поймет». Не поймет, значит, не дорос.
Герман вам уже несколько раз доказал, что он мировое имя, неужели вы думаете, что он сошел с ума и снял полное дерьмо?
Это по определению невозможно. Значит, в первую очередь ты задай себе вопрос: «Может, я чего не понимаю?» Осторожно попытайся спросить: как это смотреть? что еще посмотреть? что почитать?
— Что сказать человеку, который спрашивает, идти ему смотреть «Трудно быть богом» или не идти?
— Конечно идти, чтобы проверить, насколько ты въезжаешь, насколько тебя это трогает. Возникают вопросы? Уже хорошо. Это первое.
Второе — хорошо бы вдруг появилась мода, даже провокационная. Пошел, посмотрел — офигительное кино. Да? Мы тоже пойдем посмотрим. И я тебя уверяю, что люди пойдут смотреть, чтобы понять, почему ты сказал, что это круто. Уверяю тебя, это невероятный стимул, чтобы включить еще какую-то программу в мозгу.
Вот и все. Просто приказать. Сказать: вы будете идиотами, если не посмотрите, козлы необразованные, ничего не чувствующие.Я не очень люблю, когда эту картину сравнивают с Босхом... Но ее можно сравнить с живописью. Если висит великая картина на стене, нельзя просто пройти мимо и бросить взгляд. Люди сидят часами. Неделями сидят.Опять же что касается великих полотен: она висит у художника в мастерской, он ее три месяца не трогает, потом подходит и делает два каких-то штришочка. Вот то же самое и с кино Германа.
вот другой взгляд
На большой экран выходит «фильм не для всех». Так о нём пишут критики, а ещё они называют эту ленту самой ожидаемой картиной десятилетия. Экранизацию культовой книги братьев Стругацких «Трудно быть богом» показывают спустя пятнадцать лет с начала съёмок. Почему так долго и отчего фильм называют одновременно и гениальным, и невыносимым, выяснил корреспондент «Новосибирских новостей».
После окончания фильма большинство зрителей покидало кинозал в гробовом молчании.
Последнюю работу Алексея Германа ждали с большим нетерпением, но с еще большей опаской. После мировой премьеры в Риме критики наперебой стали говорить об излишней физиологичности картины, ее тяжелой атмосфере. А Умберто Эко даже закончил свое эссе о фильме словами «Добро пожаловать в ад».
Все это так. В фильме много телесного, в прямом смысле слова. Именно поэтому, очень немногие зрители согласились высказать свое мнение о фильме.
«Излишне живописно. Это перебор. Фактура, фактура, фактура, которая сама себя начинает уничтожать. На мой взгляд это, конечно, не правильно», - считает зритель.
«В других фильмах, я по себе знаю, не смогла бы смотреть, как внутренности вываливаются. Здесь я смогла. На самом деле, я не могла оторвать взгляд. Мне было интересно, что же будет дальше», - добавляет зрительница.
«Нужно разбираться. Нужно прочитать Стругацих. Нужно понять контекст. Мне кажется, этот фильм не может существовать отдельно от книги», - уверен участник показа.
Представившая зрителям премьеру соавтор сценария и вдова режиссера Светлана Кармалита сразу оговорилась: фильм, до последнего кадра, был смонтирован Германом. Она к монтажу картины, как об этом писали журналисты, отношения не имеет. Светлана с сыном, по записям режиссера, лишь исправили звук в некоторых эпизодах. К деталям Герман был придирчив. Дотошностью этой мучил и себя, и съемочную группу.
«Каждый костюм, каждый угол декораций шел в работу только после подписи Алеши… И, наконец, когда все уже было готово и наступал момент, когда он должен был говорить слово «камера», этого слова Герман не произносил. День, два, три», - вспоминает киносценарист, заслуженный деятель искусств России Светлана Кармалита.
«Трудно быть богом» критики уже окрестили «головоломкой для киноведов», подчеркивая необыкновенную для современного кино широту осмысленных автором тем. Тут и критика тоталитаризма, и опасность социальных экспериментов. Особняком стоит главный германовский тезис: утверждать добро насилием нельзя. Но иногда, как у главного героя фильма, другого не остается. И за отказ быть Богом и обретение человечности придется заплатить немалую цену.
там нет актера Ярмольника. Это как будто другой человек.
Я все собираюсь сказать на что похоже... на хронику. Взяли камеру вмонтированную в ободок и сняли, но не декорации к фильму и не актеров, а реальное средневековье на реально другой планете.
а если выжимкой будет так:
«Этот фильм кажется не снятым, а найденным в раскопках. В каждом кадре клокочет целое бытие, создать которое на ровном месте под силу разве что богу из названия. Те десять с лишним лет, что заняли его съемки – разменная монета. Его будут смотреть еще через сто».
Как в предсмертном письме-эпитафии Астафьева, когда он написал: «Я пришел в мир добрый, родной и любил его безмерно. Ухожу из мира чужого, злобного, порочного. Мне нечего сказать вам на прощанье».
Невероятная плотность кадра побуждает вгрызаться в материю экрана и рассматривать ее по кусочкам, по фрагментам, по деталям, пытаясь выстроить в своей голове целое».
Вобщем смотреть
http://youtu.be/Za7nU_ouE9k http://youtu.be/IkJ8T5kse84 http://www.youtube.com/watch?v=EEW2gvXPmKA&list=PLEPYsQ9Bop9QFow0g4uAfa1B6EYZLrSLm&feature=share&index=48 http://youtu.be/hc34MoRzPf8